Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Быстрее. Выше. Сильнее: олимпиады стали альтернативой ЕГЭ

В прошлом году на Всероссийской олимпиаде школьников случился беспрецедентный слив заданий. В этом году министр образования обвинила олимпиадное движение в коррумпированности и отметила, что все бюджетные места в вузах заняты теперь победителями соревнований, которые, по ее словам, часто не могут сдать экзамен даже на минимум баллов. Означает ли это конец олимпиадного движения или оно и дальше будет развиваться, являясь уже, по сути, альтернативой ЕГЭ?
Наталья Афанасьева
24 ноября 2017
1 комментарий
Фото: Tom Mullen Photography / Flickr / CC BY-ND 2.0

В прошлом году школьное олимпиадное движение, которое развивается в нашей стране уже полвека, потрясла череда «сливов» — за несколько дней до региональных отборочных туров задания по нескольким предметам попали в интернет: по литературе, французскому языку, по праву, физике и русскому языку и так далее. «Кому-то определенно нравится (или даже на руку) дискредитация школьных олимпиад», — предположили тогда в группе «Типичный олимпиадник» «Вконтакте», которая объединяет участников школьных соревнований.

Самое простое объяснение: «Просто бизнес и ничего личного» — явно не подходило, последние рассылки делались бесплатно. Учитель литературы Сергей Волков, возглавляющий «Гильдию словесников», опубликовал тогда на своей странице в Facebook такую версию: «ЕГЭ прижали. Через него теперь „в обход“ не влезть. Сначала в это не поверили, но теперь это факт. Олимпиады естественным образом стали следующей мишенью атаки — и выявили всю слабость своей защиты». История с заданиями по экономике, которые были выложены в сеть уже после того, как чиновники обещали взять ситуацию под особый контроль, подтвердила, что люди, организовавшие слив заданий, не только обладали большими возможностями, но и совершенно не опасались, что их поймают.

«около 40% победителей и призеров Всероссийских школьных олимпиад не могут преодолеть минимальный порог ЕГЭ»

Как бы то ни было, отношение со стороны сегодняшнего высшего руководства к олимпиадам остается очевидно неоднозначным. Глава Минобрнауки Ольга Васильева недавно прямо заявила о коррупции в школьном олимпиадном движении. Она обнародовала шокирующие данные: якобы, «около 40% победителей и призеров Всероссийских школьных олимпиад не могут преодолеть минимальный порог ЕГЭ по тем предметам, которые они писали». Это очень странная цифра, так как победителям «Всеросов» не нужно сдавать ЕГЭ — победители и призеры заключительного этапа олимпиады принимаются на профильный факультет любого вуза без вступительных экзаменов. А если они поступают на непрофильную специальность, то им засчитывается 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады. Так что данные о том, что почти половина олимпиадников не в силах справиться с экзаменом, выглядят достаточно странно — они его просто не сдают, как можно вычислить их результаты?

Но вот другая проблема, на которую обратила внимание министр, действительно серьезная. По ее словам, «в Минобрнауки часто обращаются родители, чьи дети не могут подать заявление на бюджетные места, потому что они уже заняты олимпиадниками». Например, в этом году на факультет журналистики в МГИМО по общему конкурсу был зачислен один (один!) человек. Остальные бюджетные места заняли олимпиадники, победители и призеры «Всероса» по литературе и олимпиады «Умники и умницы».

вместо праздника знаний все превращается в гонку за баллами и высокими достижениями

Если вы посмотрите проходные баллы в вузы в этом году, то увидите, что иногда по самым топовым специальностям они превышают 100 баллов из 100 возможных. Бонусы даются за «индивидуальные достижения» — чаще всего, это как раз победы в различных олимпиадах. Только в утвержденный Минобром «Перечень» на 2017-2018 учебный год вошли 97 соревнований — и каждое из них дает те или иные льготы при поступлении. Олимпиада, по сути, становится альтернативой ЕГЭ. Успешно выступить на финальных этапах олимпиады, будь ты хоть семи пядей во лбу и самым лучшим учеником в классе, без дополнительной подготовки очень трудно. Знаний по предмету, которые даются в рамках школьной программы, даже для того, чтобы преодолеть отборочные туры, совершенно недостаточно. Причем этот разрыв намечается не в 11, а в 7 классе, когда только появляются серьезные конкурсы. То есть, если у ребенка есть амбиции и он хочет поступить в хороший вуз, ему уже с 7 класса необходимо параллельно со школой и подготовкой к ЕГЭ специально заниматься олимпиадной деятельностью. Соревнования школьников в сфере знаний действительно стали оправдывать свое спортивное название — и вместе с этим начали точно так же удаляться от своей первоначальной сути. Вместо праздника знаний все превращается в гонку за баллами и высокими достижениями.

Но виновато ли в этом олимпиадное движение? Или проблема куда более глубинная и касается всей образовательной системы, которая очевидно не успевает за современностью? Проще говоря, что делают дети 11 лет в школе, если знания, которые они там получают, совершенно не годятся для того, чтобы даже самые усердные и талантливые из них просто продолжили после выпуска учебу в университете и получили высшее образование?

Наталья Афанасьева
24 ноября 2017
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты