Учёба.ру WWW.UCHEBA.RU
 

Скандал в МГУ: как совместить религию и образование

Профессор МГУ попросил студента снять шапку в аудитории. Шапка оказалась кипой, преподавателя подозревают в антисемитизме, а он ссылается на устав МГУ, запрещающий носить в помещении головные уборы. Можно ли сделать хотя бы университеты зоной, свободной от межрелигиозных распрей? Видимо, на сегодняшний день, увы, ничего не получится.
Наталья Афанасьева
26 января 2018
1 комментарий
Фото: steviep187 / Flickr / CC BY-ND 2.0

На географическом факультете МГУ разразился скандал: студента в кипе — головном уборе иудеев — не пустили на экзамен. Сам по себе случай не тянет на потрясение: все, кто учился в вузах, могут вспомнить тысячи подобных историй про принципиального профессора и упрямого студента. Студент пришел сдавать экзамен, преподаватель попросил его снять головной убор или выйти из аудитории. Молодой человек отказался, пожаловался в секретариат, ему назначили другого экзаменатора. На этом бы дело могло и закончиться, но теперь так не бывает.

Сын президента Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Лев Борода — так зовут студента — поделился этой историей в Facebook. На эту запись обратили внимание в информационно-аналитическом центре «Сова» и опубликовали новость ни много ни мало в рубрике в разделе «Проявления расизма и радикального национализма». Ну а уж после этого ее подхватили СМИ и соцсети.

в помещении ходят без верхней одежды и без головных уборов

Некоторые сразу обвинили преподавателя в антисемитизме. Сам же профессор географического факультета, доктор географических наук Вячеслав Бабурин (он считается основоположником и теоретиком инновационной географии и заведует кафедрой экономической и социальной географии России географического факультета МГУ) сообщил, что руководствовался исключительно правилами учебного заведения. «Как во всяком учебном заведении, в университете есть устав, в котором в том числе прописана форма одежды — в помещении ходят без верхней одежды и без головных уборов. Я вполне резонно указал молодому человеку, что он нарушает устав и должен привести свою форму одежды в соответствие с требованиями вуза и тогда может сдавать экзамен», — сказал профессор. К слову сказать, такие правила действительно в МГУ есть, так пункт 59 именно так и гласит: «В помещениях университета запрещается: а) находиться в верхней одежде и головных уборах».

Бабурин также подчеркнул: «Для меня все студенты одинаковые, они все абсолютно равноправные, соответственно, и требования к ним одинаковые». Эти его слова подтвердил и декан географического факультета МГУ Сергей Добролюбов, который отметил, что в прошлом году преподаватель так же попросил студенток-мусульманок снять платки перед сдачей экзамена. Он добавил, что претензий к профессору Бабурину нет, и у него было полное право так сделать по внутренним правилам университета.

В университете считают, что инцидент исчерпан. Так, замдекана факультета телевидения МГУ (где и учится студент Лев Борода) Наталья Трушакова сообщила «Интерфаксу»: «Факультет подтверждает факт инцидента. Подчеркивает, что это абсолютно частный случай, не имеющий никакого отношения к политике факультета и МГУ в целом. Подтверждает, что все религиозные конфессии имеют равные права на обучение и ношение необходимых символов веры». Сам студент удалил запись в Facebook, а президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер заявил, что не видит в инциденте повода для возбуждения дела об оскорблении чувств верующих.

Но в соцсетях развернулась нешуточная дискуссия. Главный вопрос теперь — а не стоит ли запретить, как это, например, сделали во Франции, любую религиозную символику в учебных заведениях? Или, наоборот, разрешить все: пусть ходят хоть в кипе, хоть в парандже, хоть в тюрбане или с крестом во всю грудь, лишь бы другим не мешали. В идеальном обществе, наверное, так и должно быть — как любая одежда, о чем бы она ни сообщала, может помешать учебному процессу? Но, увы, наше общество все дальше в этом вопросе удаляется от идеала (вспомните хотя бы скандал, который разгорелся в сентябре вокург переноса торжественной линейки в школах из-за Курбан-байрама). И, видимо, чем больше будет давление религиозных деятелей на общество, тем больше будет противостояние. Ровно как и наоборот — чем строже запреты на проявление религиозного поведения, тем радикальнее окажется отдача.

это был вопрос студенческой солидарности и свободы выбора

Очень показательная история однажды произошла в Турецкой республике. В 1982 году Высший совет по образованию выпустил письменное постановление, которое запрещало студентам появляться в учебных заведениях в исламской одежде: «Посещение аудиторий, лабораторий, больниц и поликлиник и залов для занятий в высших учебных заведениях допускается только в современной одежде». Студентам университетов было также запрещено носить бороды и исламские головные уборы. Многие девушки из религиозных семей вынуждены были отказаться от высшего образования или шли на какие-то ухищрения — например, ходили на занятия в париках.

15 сентября 1997 года в Стамбульском университете началась сидячая забастовка: некоторые студентки не получили студенческие удостоверения из-за того, что на фотографиях они были в платках. Ректор университета заявил, что они будут зарегистрированы, как только сфотографируются без платка. Тогда девушки перекрыли вход в задние. И тут за них вступились другие студенты — многие из них были совершенно нерелигиозны, но это был вопрос студенческой солидарности и свободы выбора. Впрочем, запрет на ношение платка в учебных заведениях Турции был снят лишь в 2010 году, а в других госучреждениях и вовсе на три года позже. И, увы, очень быстро ситуация изменилась ровно на противоположную.

Простых решений этого конфликта нет и, видимо, в ближайшем будущем не предвидится. Будут ли студенты ходить в университет в кипе, платке или с крестом, в данном случае не так и важно. Куда важнее, что несколько лет теология в России была официально признана научной специальностью, а ректор МГУ Виктор Садовничий сообщил на днях, что «возвращение теологии в образовательное пространство России, признание государством теологии как научной специальности, создание диссертационного совета ‒ это прогресс в российском образовании и в российской науке». В свете этого история с принципиальным профессором становится похожа на знаменитый анекдот про крест и трусы.

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
26 января 2018
1 комментарий

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты